Центр гуманистической экологии и культуры
Центр гуманистической
экологии и культуры
RuEnDe
Антропологическая Хартия

Всемирный день Человека: праздник, которого нам не хватает

Если есть всемирный день Матери-Земли, а также Дни воды, лесов, океанов, то давайте предложим на глобальном уровне праздновать и Всемирный день Человека. Чтобы сохранить для потомков идеал Человека, который в светской системе координат является носителем сознания и творческого начала, а в религиозной — образом и подобием Бога.

В календаре Организации Объединенных Наций есть много замечательных дат. Всемирный день лесов, Всемирный день морей, Всемирный день океанов, даже день Матери Земли есть, а вот Всемирного дня Человека нет.

Случайно это? Почему-то кажется, что нет. Афоризм Максима Горького «Человек — это звучит гордо» сегодня явно не в тренде. По нынешним временам эта фраза вообще звучит как-то неоднозначно и даже не политкорректно. Поскольку есть различные течения и движения, у которых к «Человеку» накопилось много вопросов и претензий.

Что же это за претензии? Для одних человек — «пятое колесо» в колеснице биосферы. Он слишком много потребляет и разрушает гармонию природы, из-за него происходит глобальное потепление, погибают редкие виды, а вся планета превращается в огромную свалку.

Для других человек вообще есть нечто такое, что «должно быть преодолено», выражаясь языком Ницще, ибо грядет новый виток прогресса, немногие избранные изменят себя до неузнаваемости, обретут сверхвозможности и станут новым видом. Остальным же на фоне «нового вида», возможно, придётся довольствоваться статусом «низшей расы» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вот как-то всё это антигуманно, не правда ли? И откуда идут эти сигналы? От самой продвинутой и прогрессивной части человечества, уже однажды провозгласившей конец истории и финальное торжество либеральной утопии.

Кстати, тогда нас убеждали, что либерализм и гуманизм — это синонимы, и говорили много правильных вещей. Вспомните Вацлава Гавела «икону совести» новой демократической эры. Он вот утверждал, что антропный принцип — это главное, что должно определять мировоззрение современного человека. А суть антропного принципа, как мы помним, в том, что все параметры Вселенной «запрограммированны» под возникновение человека, и вероятность случайности в данном случае ничтожна мала.

Или помните 1992 год, Саммит Земли? В «Декларации Рио» прописано, что центре внимания устойчивого развития должны находиться люди, имеющие право на здоровую жизнь в гармонии с природой.

Но дальше — как в анекдоте. Вот «люди» — да, но какие? Наверное, не все, а какие-то особенные, необычные, на всех остальных непохожие. Прогресс — для лидеров развития, но уж никак не для всех семи миллиардов землян.

Другая группа настроена жёстче: а может, мол, и шут с ними, с людьми-то? Чем плохи животные, почему их права не соблюдены? Так ли полезен человек биосфере? И вообще, чем меньше людей — тем лучше для «Матери-Земли». Тем, кто останется и переживёт «новую зеленую сделку», достанется бесплатная еда и энергия. И возможность вообще не работать и жить в свое удовольствие.

Не соглашаться с этим сегодня многим кажется уже как-то неприлично. Но вот одна седьмая часть суши, у которой всегда по всем вопросам есть своё мнение, игнорирует «приличия» и не соглашается. И вот уже российский лидер, к огромному неудовольствию антигуманистов и мизантропов, в своих последних выступлениях расставляет принципиальные акценты в вопросах отношения к «трансформерам» и «мракобесию» радикальных «борцов за климат». Казалось бы, все это далеко от текущей практической политики, и почему он вдруг говорит о столь отвлеченных предметах? Может быть, потому, что расчеловечивание — это реальная угроза, прямиком ведущая к деградации?

Кстати, давайте попробуем почитать между строк: от чего нам предлагают сегодня отказаться адепты «нечеловеческих» идей? Список внушительный: от антропного принципа при поиске ответов на вопрос о смысле бытия Вселенной до идеи прав человека, если понимать под ними то, о чем говорили авторы Всеобщей декларации в 1948 году, а не Джордж Сорос и иже с ним — сегодня.

Это вещи, которые звучали и раньше в контексте мировых дискуссий на тему устойчивого развития, и о которых снова напомнил президент России: «доходит до того, что мир призывают отказаться от прогресса, что в лучшем случае позволит законсервировать ситуацию, создать локальное благополучие для избранных, тогда как сотни миллионов людей на планете должны будут смириться с тем, что на сегодняшней день имеют или, честнее сказать, чего не имеют — доступа к чистой воде, продовольствию, образованию, другим плодам цивилизации».

Так что же делать? Давайте действительно начнём серьезно обсуждать, как совместить задачи долгосрочного развития и природного благополучия, высокого качества жизни людей. Давайте вернем Человека на пьедестал, с которого он сегодня, увы, сброшен. Давайте снова вспомним про антропный принцип, согласно которому человек есть конечная цель вселенной, и все параметры универсума запрограммированы под него.

И если есть всемирный день Матери-Земли, а также Дни воды, лесов, океанов, то давайте предложим на глобальном уровне праздновать и Всемирный день Человека. Чтобы сохранить для потомков идеал Человека, который в светской системе координат является носителем сознания и творческого начала, а в религиозной — образом и подобием Бога.

Кстати, есть и хорошая дата для такого праздника. 19 июня минувшего года молодые лидеры БРИКС приняли «Антроплогическую хартию», по сути дела — манифест классического, традиционного гуманизма. Без каких-либо меняющих смысл приставок типа «транс»…

Александр Рудаков

Об авторе: Александр Рудаков — исполнительный директор Центра гуманистической экологии и культуры