Центр гуманистической экологии и культуры
Центр гуманистической
экологии и культуры
RuEnDe
Антропологическая Хартия

Метапарадигма Восточного Возрождения. 30 лет со дня кончины А.Ф. Лосева

Доклад Центра Гуманистической Экологии и Культуры.

Посадский А.В., координатор Экспертного Совета Центра Гуманистической Экологии и Культуры, профессор Смольного Института РАО

В прошедшем году исполнилось 30 лет со дня кончины великого отечественного мыслителя А. Ф. Лосева (1893-1988). В связи с этой датой хотелось бы обратиться к некоторым аспектам его творческого наследия. А. Ф. Лосев широко известен как исследователь и критик Западного Ренессанса. При этом нельзя забывать также и о том, что он является сторонником идеи Восточного Возрождения.

Надо особо отметить, что открытие Восточного Возрождения есть огромное достижение научного сообщества СССР. Это открытие выводит гуманитарное знание за границы явно идеологизированных западоцентристских представлений о путях развития всемирной истории.

«Исследованиями Н.И.Конрада по Китаю, В.М.Жирмунского по Ирану, таджикской и узбекской культуре, В.К.Чалояна по Армении, Ш.И.Нуцубидзе по Грузии и ареопагитике вообще, А.Ф.Лосева по истории неоплатонизма в средние века установлено, что восточный Ренессанс, исторически предшествовавший европейскому Возрождению, явился началом истории мирового Возрождения вообще», - верно отмечает известный исследователь, сторонник идей А.Ф.Лосева В.И.Карпушин (1). Гуманизм - это сущность Ренессанса. Гуманизм, как справедливо указывал Н.И.Конрад, «вовсе не начался в XIV в. и не является принадлежностью одной Италии и даже Европы в целом» (2). С его позиции, идея гуманизма носит всемирно-исторический характер, а эпоха Возрождения является достоянием всего Евразийского континента.

Действительно, собственно Западное Возрождение питалось из культурных источников Востока – православно-византийского и мусульманского миров. «Возрождение в мире ислама» (по выражению академика В.В.Бартольда), как и возрождение античной философии в византийской патристике стало интеллектуальным основанием Западного Ренессанса.

Западное Возрождение представляло собой лишь одну из форм ренессансной культуры на пространстве Евразии. Оно базировалось на достижениях Восточного Ренессанса, хронологически следовало за ним. Логичным видится прочтение Западного Возрождения в евразийско-восточном контексте, его смысловое помещение в общеевразийскую глобальную культурную хронологию и географию. Такая задача представляется осуществимой при опоре на анализ мировоззренческих установок и ценностных ориентаций Западного Ренессанса А.Ф.Лосева.

Восточный Ренессанс определяется восприятием человека как обращенного к своим внутренним глубинам, к себе и миру. Лицо человека обращено к миру, его творческому преобразованию и истолкованию. Личность открыта как миру, так и своему духовному росту, самопознанию и внутреннему преображению. Подобная взаимооткрытость предстает сущностной чертой Восточного Ренессанса.

Восточный Ренессанс задает определенные горизонты антропной идентичности. Существенной характеристикой человеческого бытия выступает его духовное величие, обусловливающее принципы и масштабы миропреобразования.

Деятели Восточного Ренессанса полагают развитие человека в свободно-творческом раскрытии связей с обществом и миром, достигаемом при установлении внутренней связи с самим собой, обретении и удержании внутренней целостности. Достижение полноты творческой самореализации для них неотделимо от обязанности сохранять и возделывать высокую антропную идентичность.

Гуманистическое самостояние в Восточном Возрождении предполагает гармоничное сочетание ориентации на изменение, преображение и сбережение мира и человека. Оно осуществляется в перспективе сохранения высокой антропной идентичности.

Обращение к осуществлению необозримых творческих возможностей, формирование отвечающих стремлениям личности цивилизационных форм и структур, воплощение творческой динамики личного существования в Восточном Возрождении имеет целью обретение свободного единства мироздания (3).

А.Ф. Лосев подвергает прицельной критике индивидуализм как доминирующий принцип культурной системы Западного Ренессанса. Ренессансный индивидуализм оборачивается саморазрушением личности.

Действительно, индивидуализм Западного Возрождения влечет утрату связи человека с собственными духовными глубинами и, как следствие, с глубинной духовной структурой мироздания. Он несет распад личной целостности и остро ставит задачу возвращения духовного величия человеку. Индивидуализм Западного Возрождения предполагает отказ от высокой антропной идентичности, что имеет итогом разрыв глубинных межчеловеческих связей, связи человека и космоса, отступление от идеала свободного единства человеческого рода и всего мироздания. В своей индивидуалистической ипостаси Западный Ренессанс оказывается по сути дегуманизированным.

Заявив о претензии на формирование безраздельной империи человека, Западный Ренессанс ввергает себя в бездны индивидуализма. Но тогда империя оказывается без императора. Не в состоянии стать ответственным лидером, взять регулирующие функции, человек делается тираном и узурпатором. Лишенный целостного видения себя и мироздания, он оказывается неспособным стать проводником подлинной концепции глобальности. Речь идет о глобальности, ориентированной на идеал гармонии и целостности, предполагающей общностное развитие, развитие во имя общего блага.

Восточное Возрождение связывало центральное положение человека в структуре мироздания с освоением гуманитарных практик ответственного нравственного лидерства. Оно несло принципы высокого ценностного стандарта. Преображающая активность субъекта здесь органически соединялась с постижением целостности его «я». Сам дух воспринимался творчески активной формой целостности. Он проявлялся в творческих связях человека с человеком и всей вселенной. Обращение к прошлому также прочитывалось в контексте парадигмы обретения целостности. Историческая память, обладающая нравственной сутью, виделась неотъемлемым компонентом личностной идентичности (4).

Восточное Возрождение, будучи утверждающим личностный принцип универсалистским культурно-историческим образованием, неопровержимо доказывает, что гуманизм исторически присущ всем народам Евразийского континента. Гуманизм – глубокая традиция Евразийского мира. Гуманистические ценности – сущностные для всего пространства Евразии. Наличие гуманизма как глубинной традиции собственно и позволяет говорить о единстве и непрерывности евразийского культурно-исторического пути.

В настоящее время, в связи с развитием евразийских интеграционных процессов, представляется важным обращение к идеалам и ценностям Восточного Ренессанса, утверждавшего высокую этику человеческого достоинства и видевшего взаимосвязь цивилизаций исторической нормой. Ценности и идеи Восточного Ренессанса, этого цветения гуманизма на всем Евразийском континенте, цветения, не знавшего разрушительной обратной стороны титанизма Западного Возрождения, как и его агрессивных и разрушительных форм секуляризма, могут занять важное место в идейно-ценностном комплексе, обосновывающем современный этап консолидации Евразии.

Примечания

  1. Карпушин В. А. Абу Али Ибн Сина и Восточный Ренессанс // Философия и история культуры. – М.: Наука, 1985.С.55

  2. H. И. Конрад. Размышления об истории культурного и научного развития человечества// Народы Азии и Африки. 1962. № 5; Конрад Н. Избранные труды. История. М. 1974 г.

  3. Распространению этого идеала способствовала византийская патристика, давшая христианскую интерпретацию неоплатонизма. «Современными исследователями неопровержимо установлено, что «неоплатонизм Прокла и основанные на этом учении Ареопагитики представляют собой только максимально зрелый этап и максимально разностороннее развитие антично-христианской дисциплины». Именно эти идейные основы – учение Прокла о Едином и о восхождении человека к Единому, общеплатоническое учение об уме, о божественном свете, платоническое учение о мировой душе и ее разнообразных космических функциях, вплоть до небесного и земного путей спасения, - комментированные и развитые в духе раннего христианского гуманизма, построенного на принципах равенства людей, составляют религиозно-философское содержание культуры Возрождения. Гуманизм с его идеей равенства всех людей перед Богом и природой и не мог выступить в какой-либо другой форме. Восточный Ренессанс по всем этим духовным принципам предшествовал западному, по крайне мере, на два столетия»( Карпушин В. А. Абу Али Ибн Сина и Восточный Ренессанс // Философия и история культуры. – М.: Наука, 1985.С.56-57). Идеалом единения мира и человека, очевидно, воодушевлено Возрождение в исламском мире, которому были известны достижения византийской патристики и в котором также осуществлена гуманистическая интерпретация античной философии. Этот идеал присущ православной и исламской духовной традиции. В Китайском Возрождении идеал великого единения распространял Хань Юй (768-824), рассматривая его как органически следующий из конфуцианских ценностей.

  4. Конечно, основной причиной того, что Восточное Возрождение не столкнулось с вызовами индивидуализма, является верность классической этике, присущей традиционным религиям. Индивидуализм, разрушение целостности, обращение к прошлому лишь в целях самодовлеющего самоутверждения субъекта вызваны к жизни в Западном Возрождении распадом классической этики, имеющей корни в традиционных религиозных системах. Важно отметить, что культурное Возрождение в Византии и славянском мире XIV века, несомненно, представляет собой развитие ценностных систем Восточного Возрождения. Верную характеристику этой эпохи дал Иоанн Мейендорф: «Во-первых, ценность человечности не следует совсем противополагать божественному превосходству. Есть и другая форма возрождения: не антибожественная, не та, которая маргинализирует религию и Бога и творит какую-то автономную человечность, а та, которая признает и утверждает ценность человека, но всецело в линии традиционной христианства, которое тоже покоится на Боговоплощении – идее, что Бог становится человеком и тем самым человеческую плоть прославляет и человечность спасает. Так что здесь, в Византийском Возрождении нет противопоставления Бога и человека, и в этом смысле, я думаю, оно законно, и говорить о христианском гуманизме, как здесь предлагают, в отличие от секулярного гуманизма не стоит»( hesychasm.ru/library/creation/mey1.htm). Восточному Возрождению Россия сопричастна отнюдь не только через Византию, но и через тюркский мир. После распада Арабского халифата традиции Мусульманского ренессанса подхватываются чередой тюркских государств Газни, Караханидов, Тимуридов, Сельджуков, Хулагуидов и Россией.