Центр гуманистической экологии и культуры
Центр гуманистической
экологии и культуры
RuEnDe
Антропологическая Хартия

Ценностные основания сотрудничества России и Эфиопии

7 февраля 2018 года на территории Российского университета дружбы народов состоялась Международная научно-практическая конференция на тему «Российско-африканские отношения: история и современность».

7 февраля 2018 года на территории Российского университета дружбы народов состоялась Международная научно-практическая конференция на тему «Российско-африканские отношения: история и современность» (к 120-летию со дня установления дипломатических отношений между Россией и Эфиопией).

В мероприятии прозвучали выступления Чрезвычайного и Полномочного Посла Эфиопии в России Его Превосходительства Грума Абая Тешоме; Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Эфиопии Ткаченко Всеволода Игоревича; Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Мадагаскар Его Превосходительства Дуву Элуа Альфонс Максима; директора Института Африки РАН, члена Президиума РАН Абрамовой Ирины Олеговны; начальника отдела Департамента Африки МИД РФ Осинцева Олега Юрьевича; Почетного президента Института Африки РАН зав. каф. африканистики и арабистики РУДН академика Васильева Алексей Михайловича и др..

В ходе мероприятия были озвучены тезисы доклада Экспертного центра ВРНС и Центра Гуманистической Экологии и Культуры (организация, выступающая партнером ВРНС), разработанного профессором Смольного института РАО, профессором Китайского нефтяного университета (Пекин), членом Экспертного Центра ВРНС А. В. Посадским. Идеи доклада были горячо поддержаны эфиопской и российской стороной. Ниже публикуется полная версия доклада.

Центр Гуманистической Экологии и Культуры, А. В. Посадский

Ценностные основания сотрудничества России и Эфиопии

Эфиопия и Россия — страны с неповторимой историей. Они имеют уникальный опыт самобытного государственного и цивилизационного строительства. Это страны-цивилизации, сочетающие в себе суверенную государственность и целостные культурные миры. В судьбах Африканского и Евразийского континентов им принадлежит существенная роль. Это страны-творцы культурной Африки и культурной Евразии. Они обладают уникальным культурно-ценностным достоянием, имеющим всемирный исторический смысл.

Эфиопия для России всегда была приоритетным, стратегическим значимым партнером. Россия соприкасалась с Африкой, прежде всего через Эфиопию. Россия воспринимала Эфиопию как культурное сердце и цивилизационный стержень Африканского континента. Для России Эфиопия была своеобразным окном в Африку. Диалог с Эфиопией был ключом к участию в жизни Африканского континента.

Тесное сотрудничество России и Эфиопии осуществляется на основании прочного ценностного фундамента. Он был заложен с момента приобщения обеих стран к вечным ценностям Христианства. Россия и Эфиопия принадлежали православной ойкумене. Эфиопская и русская культуры формировались под определяющим влиянием восточно-христианской духовности. Принадлежность обеих стран византийской православной ойкумене, Восточному Христианству позволяет говорить о них как о цивилизациях-сестрах — родственных цивилизациях, обладающих единым цивилизационным истоком.

Россия и Эфиопия воссоздают родственный восточно-христианский цивилизационный тип. В их основании лежит общий восточно-христианский культурный код. Сходство ценностных миров России и Эфиопии выражается многообразно. Прежде всего, Россия и Эфиопия являются пневмацентрическими культурными мирами. Ценность духовной жизни для этих миров фундаментальна. Возвышенный и целостный образ Духовного Человека, служащего Богу и людям, централен для русской и эфиопской культуры. Россия и Эфиопия складываются как цивилизации, имеющие своим основанием ценность целостной духовной жизни.

Россия и Эфиопия — цивилизации духовной общности, взаимного служения и солидарности. В их исторических судьбах воплощается человеческое единение в служении людям и высшим принципам. Этим цивилизациям чужда индивидуалистическая этика. Они отторгают эгоистические отношения господства и подчинения. Единство в них не навязывается принудительно извне, а прорастает добровольно, изнутри. Такое единство означает сохранение и развитие многообразия.

Возвышенный принцип культурного единства в многообразии плодотворно осуществляется в исторических судьбах и культурных мирах России и Эфиопии. Данный принцип восходит к восточно-христианскому соборному сознанию и жертвенной, аскетической этике. В рамках соборной парадигмы сформировались миростроительные принципы обеих цивилизаций. Эти принципы подразумевают взаимодействие со странами и народами на основании признания и уважения инаковости другого, а также интеграцию других культурных миров в собственное культурное пространство без подавления их культурного своеобразия и насильственной ассимиляции.

В своей истории Россия и Эфиопия не стремились к подавлению и угнетению других стран и народов. Выстраивание равноправных партнерских отношений с другими странами и народами было их приоритетной исторической миссией и задачей. Россия и Эфиопия не несли человечеству расового и колониального гнета, не распространяли идеологии притеснения и порабощения. Общеизвестна их яркая и жертвенная борьба с фашизмом, нацизмом и колониализмом. Их идеалом всегда было единство без угнетения — единство, связанное с признанием права на культурную самобытность и самоопределение. Исторически Россия и Эфиопия принесли много жертв во имя идеала человеческой свободы.

Россия и Эфиопия являются цивилизациями Традиции. Освоение и хранение культурных традиций, укорененность в исторической традиции, ее живое ощущение и осознание — характерные черты духовной жизни обеих стран. При этом благоговение перед Традицией, видение Традиции как живой и непрерывной сопричастности возвышенному ценностному опыту во многом восходит к восточно-христианскому архетипу Предания.

Россия и Эфиопия строят свое настоящее и будущее в живом диалоге с прошлым. Богатство исторического опыта здесь преломляется в настоящем и будущем. Настоящее и будущее прирастает и обогащается прошлым. Историческая и культурная память для обеих стран не равноценна бездеятельному пассеизму. Она представляет ресурс и фактор динамического развития. Это ответственная память, память-долг, обязывающая творчески осваивать и развивать накопленные культурные богатства. Это память, призывающая к непрестанному переоткрытию, углублению и актуализации своего наследия. Это неизменно деятельная память, когда верность Традиции означает верность самому себе здесь и сейчас.

Обеим странам свойственно благоговейное отношение к природе. В России и Эфиопии природная среда воспринимается как неотъемлемая часть культурной среды, культурной традиции. Природа включена в историю. Природные пространства родной страны мыслятся как ее культурные пространства. Обе страны имеют свою сакральную географию, обладают грандиозным опытом использования природного достояния в сакральных целях. Характерным примером этого является Лалибела (город на севере Эфиопии), известный своими высеченными в камне христианскими церквями, а также пещерные и скальные монастыри России, грандиозная ирригационная система Соловецкого монастыря. Задачи освоения природы здесь сочетаются с культурным и цивилизационным строительством. А потому порицается хищническая, потребительская эксплуатация природы. Сбережение природы становится составной частью сбережения культуры.

В своей истории Россия и Эфиопия претворяют в жизнь сходные парадигмы цивилизационного строительства. В этих парадигмах четко прослеживаются культуросберегающие и природосберегающие векторы. Россия и Эфиопия осуществляют свои исторические миссии в неразрывной связи с соблюдением естественных культурных прав человека — прав человека как подлинного субъекта культурного творчества. К таким правам следует отнести право на культурное наследие, право на соучастие в жизни природной среды, являющейся необходимым базисом культурного творчества, а также право на самобытное культурное развитие.

В контексте реализации культурных прав человека, Россия и Эфиопия должны быть охарактеризованы как экогуманистические цивилизации. Приоритетной задачей двух цивилизаций является сбережение культурного и природного наследия человечества, а значит и сохранение человека как такового. В своей истории обе цивилизации воплощают принципы экогуманизма — ценностно насыщенного миросозерцания, раскрывающего достоинство человека как целостной духовной личности, творчески хранящей природу и традиции.