Центр гуманистической экологии и культуры
Центр гуманистической
экологии и культуры
RuEnDe
Антропологическая Хартия

Экономика и глобализация: православный этический взгляд

21 июня 2022 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента в очно-дистанционном формате прошел круглый стол «Экономика и глобализация: православный этический взгляд».

Мероприятие проводилось в рамках деятельности комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.

Приветствуя собравшихся, митрополит Климент отметил: «В сегодняшней встрече принимают участие профессиональные эксперты в сфере экономики, экологии, социальных процессов, а также в области государственных стратегий. Актуальность обсуждения заявленной темы круглого стола связана с тем, что основные тезисы проекта документа "Экономика в условиях глобализации — православный этический взгляд", разрабатываемого в Межсоборном присутствии, требуют соответствующей экспертной оценки».

В мероприятии приняли участие директор «Центра развития гуманистической экологии и культуры» С.Г. Лаковский, эксперт «Центра развития гуманистической экологии и культуры», директор Инновационного центра экологической модернизации и экспертизы А.В.Посадский. А.В.Посадский озвучил разработанный в соавторстве с С.Г. Лаковским доклад.

К теории аксиоцентрической экономики (Тезисы доклада на мероприятии)

Лаковский С.Г., директор «Центра развития гуманистической экологии и культуры», Посадский А.В., эксперт «Центра развития гуманистической экологии и культуры», директор Инновационного центра экологической модернизации и экспертизы

Ниже мы предлагаем тезисы, раскрывающие некоторые аспекты теории аксиоцентрической экономики. Разработка данных тезисов связана с участием в дискуссиях относительно культурной, ценностно-ориентированной (ценностно упорядоченной) экономики, интенсивно ведущихся в экспертной среде Тайваня, Японии, Южной Корее, Сингапура.

  1. В настоящее время представляется значимым обращение к концепции экономической деятельности Аристотеля, который считал, что экономические системы имеют целью удовлетворение насущных, естественных, рациональных потребностей человека как общественного существа. Именно в этом случае речь идет об экономике как домостроительном искусстве. Экономика не тождественна хрематистике (от греческого χρήματα – имущество, деньги) как искусству обогащения, в процессе которого инструментальная сфера, потребление как самоцель способно замещать высокие цели экономики – служить благой добродетельной жизни. Следуя Аристотелю, oikonomikè направлена на созидание дома(oikos) ради жизни в добродетели как счастливой жизни. Хрематистика как неестественный процесс безудержного эгоистического потребления не совпадает с собственно экономическими процессами. Подлинное экономическое действие вершится ради совершенствования его агента, ради удовлетворения его природных потребностей в благой жизни. Экономическое действие самоцельно. Это форма имманентного действия(praxis у Аристотеля), целью которого выступает оно само. Его итог – саморазвитие, самосовершенствование субъекта. Экономическая концепция Аристотеля – это концепция хозяйственной деятельности, пронизанной, охваченной ценностями. Хозяйственная деятельность человечества предстает как умная, ценностно-регулируемая космическая деятельность, как преображающая космос рациональная активность, как деятельность ноосферная. Именно в такой перспективе можно увидеть экономическую глобализацию, которая отнюдь не тождественна глобализации хрематиотической, связанной с эксплуатацией и манипулированием человеком и природой. Отметим, аристотелевское видение экономической глобализации близко концепции экономической глобализации в философии русского космизма. Недаром В. И. Вернадский видел в Аристотеле исключительную личность во всемирной истории, которая сыграла ключевую роль в создании науки, содействуя тем самым процессу формирования ноосферы, связанному с ростом научного знания.

  2. Совершенствование структур экономического благосостояния имеет целью актуализацию фундаментальной потребности человека в универсальном развитии, в достойном человека творческом труде, направленном на преображение себя и мира. Таким образом удовлетворение материальных потребностей приобретает социально-нравственный смысл. Оно служит реализации возвышающихся потребностей личности. Критерием развития выступает возвышение потребностей человека, достижение единства социально-культурного и социально-экономического процветания, умножение творческой энергии культурных идеалов и ценностей, возрастание ценностного регулирования экономических процессов.

Экономическое развитие подразумевает развитие человека как целостного субъекта – человека как разумного хозяина космоса, возделывателя собственного экономического дома. Оно означает формирование олицетворенной, человекоразмерной, антропоморфной экономической вселенной, хозяйственного космоса как окультуренного, возделанного человеком. В своей хозяйственной деятельности человек призван к преображению природы, идя не наперекор ей, а навстречу, содействуя ей. Ведь природа сама нуждается в возделывании, которое ей может дать только человек. Природный мир требует логотерапии — преображающего воздействия личности, вносящей в мир природы гармонию, ценности и смыслы. Перед нами перспектива экономического домостроения – созидание мира через овладение собой, преображение мира через духовное самодержавие личности.

Экономические действия являются укоренёнными в сетях межличного общения, структурах социальных от­ношений. Они не объяснимы вне сложных социальных контекстов. Экономические решения принимаются людьми, вовлечёнными в социальное взаимодействие и структуры. Именно социальные связи конституируют экономическую жизнь. Принципиально важен тезис об укоренённости экономической деятельности в социальных строениях.

Концепция укоренённости экономического действия в сетях межличностных отношений органично дополняется учением о его культурной укоренён­ности. Экономическое действие может быть увидено формой соци­ального и культурного. Культурные ценности способны устанавливать границы экономической рациональности. Культурные практики во многом определяют структуру эко­номических полей. Они затрагивают наиболее глубинные пласты хозяйственной жизни. Представления о рациональном, полез­ном и эффективном являются культурно обусловленными. Экономическая рациональность суть культурная форма. Вырабатывание экономических целей, экономического понимания, выбор средств достижения целей зависят от широких культурных контек­стов. Хозяйственная деятельность выступает особой формой культурной жизни, имеет культурное строение. Речь идет о целостном социокультурном видении хозяйственной сферы, учитывающем влияние на неё всего многообразия социальных и ценностных факторов.

Экономическую деятельность целесообразно рассмотреть с точки зре­ния воплощения традиционной морали солидарности, как укоренённую в межличностных отношениях и структу­рах, производящих доверие. Экономическая деятельность – кооперация хозяйствующих субъектов в горизонте ценностно насыщенных социокультурных пространств.

  1. Субъектность экономической деятельности предполагает формирование больших субъектов, разрабатывающих долгосрочные стратегии экономического развития. Речь идёт о на­родах с их ценностями и культурой, осуществляющих модернизационные преобразования, не предполагающие разрывов с историческим прошлым и культурными традициями. Большие субъекты развиваются в больших государствах, оказывающих преображающее влияние на большие мировые про­странства, что, в свою очередь, предполагает опору на большую духовность, большие ценности и духовные смыслы.

Субъектом экономической жизни выступает народ. Народ - подлинный субъект хозяйствования. Именно в его интересах должны быть организованы хозяйственные процессы. Они должны быть ориентированы на удовлетворение запросов народа как ценностно-консолидированного сообщества. Экономическая система может быть увидена функцией народной консолидации. Народное хозяйство - управление народами собственной экономической жизнью в соответствии со своими ценностными приоритетами. Речь идет о созидании свободным народом хозяйственного космоса. При этом речь идет о народе с определенной исторической судьбой и культурными традициями, о свободном экономическом целеполагании в неразрывной связи с исторически сформировавшимися ценностными предпочтениями. Гуманитарная составляющая выступает не просто неотъем­лемой частью, но и фундаментом развития народного хозяйства.

Народное хозяйство - источник экономической мощи и двигатель мирового экономического развития. Безусловно, международные хозяйственные процессы втягивают народнохозяйственные комплексы в общечеловеческое экономическое взаимодействие, способствуя сближению стран, что никоим образом не устраняет народную субъектность хозяйственной жизни.

Хозяйственный космос – это кооперация экономик народов, экономика больших субъектов, плодотворное сотрудничество экономик Отечеств, свободно и разумно овладевающих собственными культурными и природными ресурсами, свободно и разумно транслирующих природное и культурное наследие приумноженным.

  1. Мир-система как кооперация экономик свободных народов продуктивно реализуется на путях т.н. высокой глобализации, имеющей много исторических прецедентов. Высокая глобализация – глобализация, подразумевающая реализацию духовных(культурных) прав человека. Во-первых, права на культурное наследие, права на идентичность, права на творческое продолжение традиций. Далее, права на природное наследие, то есть права на соучастие в жизни природных систем, права на их сохранение и преображение, которое является естественным  основанием культурного творчества. Наконец, права на суверенное, самобытное развитие, права на вхождение в современность и, следовательно, права на будущее. Духовные права человека могут быть осмыслены как право на достойное существование. Последнее означает реализацию позитивной свободы – обладание материальными ресурсами для осуществления творческого духовного предназначения. Реализация духовных прав человека есть необходимое условие и цель его достойного существования. Духовные права человека – естественные права на творческое оформление и преображение мира, а не на его безусловное присвоение и эксплуатацию. Их осуществление гарантирует сохранение и развитие человека как творческого субъекта культурной, социальной и хозяйственной деятельности. Видение духовных прав человека органически связано с традиционными ценностями человеческого рода, классическим пониманием человечности, данным в исторически сформированных традиционных ценностях, укорененных в свою очередь религиозных системах. Реализация права на достойное существование означает признание высокой человеческой идентичности, утверждение субъектности человека и всего человеческого рода.

Высокая глобализация содействует взаимообогащающей глобальной экономической кооперации стран, народов и цивилизаций, так предполагает утверждение их субъектности, наличие универсального ценностного языка кооперации. Она нацелена на системное производство стратегически стабильного и безопасного развития. Она в состоянии справиться с вызовами безопасности, так как осуществление духовных прав человека есть основа духовной безопасности, выступающей фундаментом всех систем безопасности в целом. Исторически Россия всегда была проводником высокой модели глобализации. Сегодня необходимо вновь раскрыть высокую миссию нашей Родины.

  1. Исторически человечество знакомо с прецедентами низкой глобализации. Через игнорирование права на достойное существование, высокой идентичности человека строится шаткое здание низкой глобализации. Такая глобализация не в состоянии справиться с вызовами безопасности(прежде всего, безопасности духовной). Она не способна воспроизводить стратегически стабильное безопасное развитие, чревата чрезмерными рисками и необратимыми катастрофами, истощением духовных и материальных ресурсов, так как не исходит из устойчивой и целостной идеи человека. Если такой идеи нет, если нет гуманного мировосприятия, где человек предстает как духовный и разумный субъект, если человек как субъект развития исчезает, то ни о каком устойчивом развитии не может быть и речи. Низкая глобализация не предполагает духовно-разумное овладение человеком собственной природой, обращает свободный народ в анонимные массы, ведет к декультурации, системно производит различные формы экономической зависимости дегуманизирующей человека – тренд от колонизации мира к колонизации ума. Здесь человек погружен в состояние перманентной войны – войны с природой, другими людьми и самим собой. Такая глобализация не знает общего неба - общих высоких ценностных систем. Она не знает и общей Земли как гармоничной кооперации субъектов хозяйственной деятельности.

  2. Очевидно, неолиберальная программа экономической гло­бализации, базируется на метакритике гуманитарного суверенитета стран и народов. Он рассматривается «препятствием», ослабляющим экономическое «развитие», противополагается вступлению в «современный» экономический мир. За неолиберальными тезисами о неэффективности народного хозяйства и национального суверенитета стоит влияние постмодернистских умонастроений, провозгласивших кар­тину мира без творческого суверенного субъекта. Неолиберально-постмодернистское сведение человека к пассивной функции рынка, истолкованного в качестве слепой анонимной стихии, редукция данными идеологиями личности и социальных систем к манифестации инстинктов (экономических, сексуальных и т.д.), не предполагающая их сублимации, в конечном итоге, провоцирует оппозицию «суверенитета потребления» всему спектру гуманитарного суверенитета. Обозначенные концепции и практики обосновывают революционное замещение ценностных систем стран, народов и цивилизаций структурами и формами безудержного потребления. Они нацелены на программирование будущего как неизбежного конфликта зооморфно истолкованных коммунальных форм,   субойкумен глобальной «цивилизации консюмеризма», выстроенных на базе «патриотизма» потребления и инструментальной «солидарности».