Центр гуманистической экологии и культуры
Центр гуманистической
экологии и культуры
RuEnDe
Антропологическая Хартия

Мир после коронавируса: неизбежность экологического государства

Интервью эксперта Центра Гуманистической Экологии и Культуры, профессора Китайского Нефтяного Университета (Пекин) Александра Посадского о закате неолиберальной глобализации и перспективах нового мироустройства.

Интервью эксперта Центра Гуманистической Экологии и Культуры, профессора Китайского Нефтяного Университета (Пекин) Александра Посадского о закате неолиберальной глобализации и перспективах нового мироустройства, основанного на экологических ценностях, в авангарде которого должна стать Россия.

Сегодня многие эксперты считают, что коронавирус  обнажил недостатки современной глобализации. Вы согласны с этим тезисом?

Да, это так. Неолиберальная глобализация зашла в тупик. Программа неолиберальной глобализации основана на переоценке роли надгосударственных институтов и международных экономических связей. Но сами по себе надгосударственные институты и экономические связи не в состоянии обеспечить безопасное развитие человеческого рода. Для этого необходимы суверенные государства, а между тем неолиберальная глобализация как раз оспаривает государственный суверенитет. Очевидно, экономическая интеграция народов под опекой глобальных институтов автоматически не гарантирует безопасность. Финансово-экономические суперэлиты не обладают необходимым стратегическим видением, чтобы решать вопросы безопасного развития стран и народов планеты.

Неолиберальная глобализация не выдержала испытание коронавирусом?

Неолиберальная глобализация не в состоянии справиться с вызовами безопасности – будь это пожары (как например, в Австралии), терроризм или коронавирус. Она ориентирована на общество безудержного потребления. Вера же в то, что такое общество автоматически гарантирует безопасное развитие безосновательна.

Несомненно, каждый человек должен обладать достойным уровнем жизни. Но неолиберальная глобализация видит человека машиной потребления, машиной с «вечным двигателем». Для нее  природа и человек содержат «бесконечные ресурсы» для эксплуатации. Следуя ее «логике», природа и человек способны выдержать любые нагрузки в ходе потребительской гонки. И в этом роковой просчет. 

Необходимо обратить внимание на хрупкость человеческих систем. Социальные и природные системы — хрупкие образования. Телесность и духовность человека нуждаются в защите. Безопасность человеческой природы, как и природы в целом, не может быть гарантирована автоматически. Антихрупкость, устойчивость человеческих обществ нуждается в поддержке и заботе.

Неолиберальный сценарий глобализации грозит серьезным институциональным вырождением. Чем более технологически оснащенным становится общество потребления, тем активнее оно осуществляет «перезагрузку» всего спектра институтов. В итоге, они перестают служить безопасности человека.

Вероятно, ко всему сказанному стоило бы добавить и экологический кризис. Ведь он тоже следствие потребительского вектора современной глобализации?

Безусловно. Экологический кризис – это не только истощение природных богатств. Под угрозой оказались базовые духовные ценности, делающие нас людьми. Под угрозой оказалось  душевное и физическое здоровье личности. В настоящее время вопросы экологической безопасности – это вопросы сбережения природного и культурного наследия, сохранения человечества и самой Планеты.

Сегодня много говорят об оптимальных моделях ближайшего будущего, воплощая которые человечество будет способно адекватно реагировать на вызовы в сфере безопасности. Что вы думаете об этом?

Великий мыслитель России А.С.Панарин справедливо считал, что будущее за экологическими государствами и экологической глобализацией. Именно этот путь способен принести человеку и миру столь желанное безопасное развитие.

Экологическая (греч. οἶκος — дом) глобализация предполагает созидание Общечеловеческого Дома как свободного  взаимодействия множества самобытных Домов, сберегших свой уникальный природный и культурный ландшафт, сохранивших свой суверенитет, идентичность и целостность, видящих их источником развития. Это планетарное домостроение как кооперация  суверенных и самобытных Отечеств.

Экологическое государство руководствуется приоритетами сохранения природного и культурного наследия, сбережения человека как целостного, духовного и телесного существа. Сохранение человека, его природного и культурного дома является для такого государства основанием развития — устойчивого развития, безопасного и современного. Конечно, целеполагание такого государства существенно отличается от мотивации неолиберальной глобализации. Сотрудничество экологических государств способно привести к формированию экологической мир-системы. Если следовать русскому космизму, этой современной экологической философии, то другого пути у человечества нет, если человечество, конечно, обладает желанием и волей продолжить свое существование.

Каково  место России в будущей экологической мир-системе?

Роль России может оказаться стратегической. Россия способна выступать модератором безопасного развития евразийского и общемирового пространства. Подобное служение страны оправдано как ее глобальными территориальными ресурсами, так и уникальными характеристиками ее человеческого потенциала, ее историческим путем.

Россия – экологический донор планеты. Территории России являются экологически благоприятными землями. Они воплощают единство европейских и азиатских миров, на них раскрывается ценностная комплементарность Азии и Европы. Народ России несет традиции соборности — единения в пределе объемлющего весь людской род. Идея безопасного развития стран и народов как единства в многообразии содержится в российском цивилизационном послании. Это российская мироустроительная идея. Вспомним, в середине прошлого века Россия жертвенно сберегла народы Земли от уничтожения, героически противостоя фашизму. Все прошлое столетие страна противостояла колониализму, служа гарантом суверенного развития многих государств. Обладая ярко выраженными экологическими доминантами, Российская цивилизация способна быть модератором экологической глобализации, провозглашающей сохранение человека, сбережение культурного и природного наследия источником общностного развития человеческого рода.

Вероятно, надо подчеркнуть, что модель экологического государства не равнозначна мобилизационному сценарию?

Мобилизационный сценарий развития как раз является неотъемлемой частью сценария неолиберального. Общество «забывается» в эйфории потребления, вызовы безопасности оказываются неопознанными, что затем требует стрессового включения мобилизационных мер. Задача экологического государства – в той или иной степени предвидеть угрозы безопасности и не довести дела до мобилизационного сценария. Стоит отметить, речь идет о государстве, опирающемся на большое и ответственное гражданское общество, о государстве, создающем условия для творческого раскрытия личности, что собственно и позволяет ему своевременно отвечать на вызовы в сфере безопасности, осуществлять безопасное развитие.