Центр гуманистической экологии и культуры
Центр гуманистической
экологии и культуры
RuEnDe
Антропологическая Хартия

Грета Тунберг. Наука или религия?

Грету официально поддержал Римский клуб. Впереди её, вероятно, ждет Нобелевская премия.

Выступление Греты Тунберг в ООН стало ожидаемым событием. Только за последние несколько месяцев она уже успела стать «Женщиной года» в Швеции, «Послом совести» по версии Amnesty International, получить «Золотую камеру» в Берлине, посетить Давосский экономический форум, Европарламент и, наконец, выступить на климатическом саммите ООН.

Ещё Грету официально поддержал Римский клуб. Впереди её, вероятно, ждёт Нобелевская премия.

Сомневаться в этом не приходится, тем более, что в 2007 году Нобелевский комитет уже отметил этой наградой «учителей Греты» — вице-президента США Альберта Гора и МГЭИК (Межправительственная группа экспертов по изменению климата).

Гора и экспертов-климатологов наградили тогда с формулировкой «усилия по накоплению и распространению более широких знаний о антропогенном изменении климата и созданию основ для мер, необходимых для противодействия такому изменению». Собственно, доклады именно этой структуры и лежат в основе всех речей Греты, уже изданных в Лондоне отдельным сборником. Составляют, так сказать, их доказательную базу. 

Казалось бы, что здесь такого — школьница пропагандирует выводы уважаемых и маститых ученых. Но вот появляются книга «Сцены из сердца», это биография Греты в стиле «Жизнь замечательных людей», написанная ее мамой, папой и двумя сестрами. Вот что говорит про Грету ее мама Малена Эрман: «Грета принадлежит к тому малому числу людей, что могут видеть углекислый газ невооружённым глазом. Она видела как парниковые газы потоками вытекают из наших печных труб, парят, поднимаясь вверх с ветрами, и преображают атмосферу в гигантскую невидимую свалку».

Иными словами, по версии мамы, Грета — визионер, обладающий сверхъестественными способностями. И это значит, что феномен Греты Тунберг — не экологический, не политический, а чисто религиозный.

Есть все основания говорить о том, что неоязческая религия энвайронментализма с ее культом Геи (Матери-Земли) и концепцией «экологического греха» человека как вида обрела своего первосвященника. То, что мы видим сегодня — это инициация лидера нового культа. Она началась в Нью-Йорке, а вскоре в Осло мы увидим завершение этого процесса.

Если до сих пор вся мощь «цифровой реальности», поисковых сетей и социальных сетей была направлена на демонтаж существующих религиозных доктрин, то вскоре мы, возможно, увидим другой процесс. Мы увидим, как с помощью тех же самых инструментов идет продвижение, как минимум, новой «сверхидеологии», а как максимум — «новой религии».

Что это значит? Это значит, что любые рациональные критические замечания по поводу выступлений Греты заведомо бессмысленны. Проще спорить с Альбертом Гором и экспертами МГЭИК — они хотя бы не намекают на свою сверхестественную избранность.

Имеет же смысл нечто совсем иное: начинать реально вкладываться в экологическую повестку, не дожидаясь, пока она станет в России «болевой точкой». Вместо карательного «кнута», о котором говорят неолибералы (обложить всех граждан РФ «зеленым налогом») должен быть «пряник» (налоговые преференции для тех, кто производит и использует возобновляемые источники энергии) и такие же льготы для тех, кто борется с «пластиковой угрозой».

Вместо бесполезных политинформаций нужна альтернативная идеология, альтернативное мировоззрение. Один из таких концептов — «Манифест экогуманизма», который снимает противоречие между заботой об окружающей среде и заботой о благополучии человека.

Если «природа для природы» — это неозяыческая теория, то экогуманизм стоит на христианской платформе «природа для человека». Поэтому и любые меры, направленные на сохранение баланса экосистем, не должны идти человеку во вред.

Если мы не хотим, чтобы через несколько лет новая неоязыческая религия стала определять нашу жизнь, мы должны задуматься над тем, как защитить экологическое равновесие лучше, чем это делает Альберт Гор и его единомышленники.

В противном случае нас ждет «Крестовый поход детей» в предельном жестком и иррациональном «домашнем» варианте.   Перефразируя А. С. Пушкина, «не приведи Бог увидеть экологический бунт, бессмысленный и беспощадный!»