Центр гуманистической экологии и культуры
Центр гуманистической
экологии и культуры
RuEnDe
Антропологическая Хартия

Футурополис на Волге: ценности и стратегии

Центр Гуманистической Экологии и Культуры совместно с Центром Социально-Консервативной Политики (ЦСКП) стал инициатором работы Всероссийского Форума «Устойчивое развитие».

12 — 13 декабря в Санкт-Петербурге состоялась IX Международная научная конференция «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ». Среди ее организаторов: Русское Космическое Общество, Российская академия естественных наук, Европейская академия естественных наук, Международная академия гармоничного развития человека (ЮНЕСКО), Российский государственный педагогический университет (РГПУ) им. А. И. Герцена, Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС при Президенте России, Саратовский национальный государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Липецкий государственный педагогический университет (ЛГПУ) им. П. П. Семёнова-Тян-Шанского и др.

На мероприятии с развернутым докладом, вызвавшим интерес российской и зарубежной аудитории, выступил эксперт Центра Гуманистической Экологии и Культуры, член Президиума Ноосферной общественной академии наук, профессор Пекинского университета А. В. Посадский.

В настоящее время необходимо объединение усилий научного сообщества, политических и общественных сил во имя сбережения Волжско-Каспийской ойкумены как Общего Дома стран и народов. При опоре на научные знания, общественную работу, глубинные духовные традиции  возможно сберечь и приумножить природные и культурные богатства, достичь мира, согласия и устойчивого развития на всем пространстве региона. 

Центр Гуманистической Экологии и Культуры совместно с Центром Социально-Консервативной Политики (ЦСКП) стал инициатором работы Всероссийского Форума «Устойчивое развитие», успешно прошедшего в Северо-Кавказском, Уральском федеральных округах и в СЗФО. В рамках работы Форума эксперты Центра Гуманистической Экологии и Культуры не раз публично озвучивали концепцию Волжско-Каспийского Дома, получившую широкое общественное признание.

Центр Гуманистической Экологии и Культуры, будучи структурой, занимающейся как концептуальными разработками, так и общественными проектами, не только выступил разработчиком концепции Волжско-Каспийского Дома, но и стал инициатором создания Международного общественного движения, призванного объединить общественные силы во имя сохранения природного и культурного наследия региона, служащего скреплению Российской цивилизационной общности  и единению народов Волжско-Каспийской ойкумены.

Уже несколько лет при содействии экспертов Центра Гуманистической Экологии и Культуры реализуется проект  преобразования территории эко-парка «Русский берег» (расположен на берегу Волги в Ульяновской области) в Футурополис — плацдарм для реализации экогуманитарных  инициатив по преображению Волжско-Каспийского региона, опорную точку его устойчивого развития, зримое воплощение гармонии человека и природы, исторически свойственное народам Волжско-Каспийской ойкумены.

В чем сущность проекта Футурополис?

Футурополис — это мир, в центре которого находится человек, это вселенная, раскрывающая его творческие возможности, соразмерная его духовному развитию. Напомним, полис — это община творческих граждан, творческая община, а не конвейер по производству роботов и не фабрика клонирования. Цель развития — это всегда человек. К сожалению, сегодня конструкторы городов будущего именно об этом и забывают. Получается, что будущее — это передовые технологии, это современная экономика, это чистая природа, но при этом ничего не говорится о духовном росте личности, совершенно неопределенными остаются гуманитарные принципы развития. И вот проектируемый город будущего легко делается воплощенной антиутопией. Человека замещает технология. Город становится Меккой потребления, развлечения и досуга.

Но Футурополис это, прежде всего, очаг духовного производства. Известно, суть духовного производства определил российский экономист и историк Андрей Шторх. Речь идет о целостном развитии человека, его физических, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных способностей, что является основой формирования современной экономики и технологий, т. е. без духовного производства самое передовое технологическое производство просто немыслимо. В связи с этим правомерно назвать Футурополис Пневмаполисом (греч. πνεῦμα-дух), а также Аксиополисом(от греч. ἀξία — ценность), то есть гражданской общиной, создающей духовные ценности и уже на их основании, в соответствии с ними производящей передовые технологии и современные экономические уклады.

Футурополис — это конечно ответ на вызовы, исходящие из будущего. Очевидно, эти вызовы будут характеризоваться высоким уровнем сложности. Они потребуют непростых творческих решений. Действительно, чтобы разрешить экологические проблемы, сберечь природное и культурное наследие планеты, ее население, нужна целостная творческая личность. Только ей, а отнюдь не киборгу, под силу спасти планету. Сегодня важно говорить об образе человека, способного дать творческие ответы на вызовы будущего. Такой человек есть человек исторический, сохранивший преемственность культурно-исторического развития, бережно хранящий традиции и природу, обладающий глубокой исторической памятью, обращенный к своей сущности, озабоченный задачей собственного вочеловечения. Такой человек обладает экологическим самосознанием, понимает необходимость творческого сбережения культурного и природного наследия, видит в нем источник развития. Он понимает, что высшим регулятором общественной жизни должны быть традиционные духовные ценности, раскрывающие меру человечного в человеке. Такой человек полагает целью своей деятельности осознанное творчество в гармонии с природой и другими людьми. Это и есть путь образования ноосферы — пространства осознанного творчества человечества, вносящего гармонию во вселенную, гармонично продолжающего линии развития природного мира. 

Надо подчеркнуть, в основу формирования Футурополиса должна быть положена гуманистическая философия будущего. Интенсивно распространяющаяся ныне трансгуманистическая концепция будущего не видит человека целью развития. Она исходят из примитивизации, упрощения его образа, сокращенного образа «частичного» человека, руководствующегося простейшими биосоциальными инстинктами, лишенного потребности в уникальном и высокосложном. Она исходит из образов человека-машины и человека-животного. Между тем, такой человек не в состоянии найти ответы на вызовы, характеризующиеся высоким уровнем сложности, и легко становится открытым манипуляциям любого рода.

Футурополис — город будущего. В его основе идея творения будущего, созидательного определения будущего, а не пассивной адаптации к нему. Великий мыслитель России Петр Чаадаев когда-то верно сказал: «Отказаться от своего прошлого — значит лишить себя будущего». Он считал, что развитие народов определяется обретением будущего в историческом прошлом. Иными словами, чтобы творить, именно творить, а не претерпевать будущее, быть его субъектом, а не объектом, чтобы обладать твердым целеполаганием, надо опереться на нечто достойное и великое в собственной истории. Очевидно, для россиян идет речь и великих духовных традициях Российской цивилизации, данных в ее историческом пути. Эти традиции имеют общеевразийское значение, всеевразийский смысл. Именно они позволяют говорить о духовном достоинстве, о величии человека. Поэтому закономерно, что Футурополис России призван отражать духовность нашей страны-цивилизации.

Принципиально подчеркнуть, созидание Футурополиса — это творческое делание, проект общего дела. Именно такую терминологию использовали русские космисты. Именно такую терминологию использовали русские подвижники (умно-сердечное делание). Делание означает творческое самовыражение целостной личности, ее ума, сердца, духа, раскрытие творческих потенций человека.

«Россия, по моему крайнему разумению, назначена сгладить тысячелетнюю рознь Азии и Европы, помирить и слить два разных мира», — писал Д. И. Менделеев. Действительно, миссия России — миростроительная и объединительная. Сегодня Россия призвана содействовать созиданию Большой Евразии как пространства интенсивного сотрудничества стран и народов, суперконтинента мира и кооперации. Значение Волжско-Каспийской ойкумены в этом деле особое. Она имеет все основания стать местом воссоединения, собирания Большого Евразийского мира. Это придает особый смысл Футурополису на Волге. Он призван быть очагом духовного производства, служащим скреплению Российской цивилизационной общности, развитию Волжско-Каспийской ойкумены как пространства кооперации стран и народов, сложению Большой Евразии. Важно отметить, инициаторы проекта во многом вдохновляются идеями Д. И. Менделеева, предлагавшего создать на берегу Волги городок, который бы сделался творческим центром развития страны, формируя творческих личностей, способных дать ответы на вызовы будущего.

Интересно сравнить концепцию Футурополиса на берегу Волги и Футурополиса «Неом». Футурополис «Неом» — проект Саудовской Аравии, направленный на ее трансформацию в страну XXI века, превращение ее в модель технологического прогресса, технологический мост между Африкой, Азией и Европой. Это проект, служащий уменьшению нефтезависимости Саудовской Аравии. Стратегические цели Футурополиса на Волге иные. Он призван выразить саму душу Волги, которая есть душа России и душа Евразийского мира. Он призван быть олицетворением России как самобытной цивилизации и Евразии как метацивилизации XXI века. На его пространстве технологии завтрашнего дня будут органически сочетаться с глубокими евразийскими традициями и ценностями. Недаром одним из его символов выступает скульптура Пресвятой Троицы, раскрывающая миростроительные ценности России и всего Евразийского мира. Сегодня очевидно, что центр общепланетарного развития перемещается на пространства Евразии. И Футурополис на Волге призван раскрывать сердцевинные ценности евразийской глобализации XXI века.