Центр гуманистической экологии и культуры
Центр гуманистической
экологии и культуры
RuEnDe
Антропологическая Хартия

Экогуманизм и устойчивое развитие

Сегодня цивилизация перешагнула новый рубеж, когда бурно развивающиеся технологии позволяют изменять не только природные реалии вокруг нас, но и природу человека.

Сегодня цивилизация перешагнула новый рубеж, когда бурно развивающиеся технологии позволяют изменять не только природные реалии вокруг нас, но и природу человека. Актуальной становится задача защиты, как среды обитания человека, так и самой человеческой природы, защиты человека как уникального существа. В этих условиях необходимо новое человекоцентрическое экологическое миросозерцание, способное соединить захватывающую динамику прогресса с подлинной заботой о человеке и мире.

Центром нового экологического миросозерцания может быть только человек, желающий раскрыть свой естественный творческий потенциал и одновременно существовать в естественном для себя, неискаженном природном мире. Миросозерцание, рассматривающее человека как неотъемлемую, органическую часть природы и, вместе с тем, как ключевое ее творческое звено, закономерно претендующее на лидерскую, творчески-организующую роль определяется как экогуманистическое.

В основе экогуманизма лежит опреде­лённое видение человека. Речь идет о взгляде на человека как творческого носителя всей совокупности культурно-исторической и космической жизни. Речь идет о целостной духовной личности, обладающей нравственным выбором, раскрывающимся в творческой свободе, творчески проявляющей себя в социаль­ном и природном измерении.

Миросозерцание экогуманизма — персоналистическое. Это творческое миросозерцание личной свободы и личного соучастия, ответственного выбора и вовлечения. Личность вовлечена в судьбу человечества и всего космоса. Солидарное творчество, устанавливающее глубинную связь человека со всей вселенной предстает как истинный путь раскрытия человеческой персональности.

Экогуманизм обосновывает космопланетарный смысл развития личности. Им выявляется вселенское измерение её творческого ста­новления и свершений. Творческое освоение космоса органично проистекает из импе­ратива духовного совершенствования, имеет глубинный нравствен­ный смысл. Оно теснейшим образом связано с преобразователь­ным подходом человека к самому себе, с осознанием себя в качестве существа, наделённого способностью к ответственному созиданию.

В представлениях экогуманизма человек является неотъемлемой частью природы, её чрезвычайно важным, ключевым субъектом. Изъятие человека из природных процессов, отказ от использования творческого потенциала и разума людей в преображении природы является нарушением естественного хода вещей. Природный мир требует преображающего, освобождающего и исцеляющего воздействия личности, вносящей в мир природы гармонию, ценности и смыслы. Экогуманистическая вселенная — олицетворенная, очеловеченная, человекоразмерная. Речь идет о вселенной окультуренной, возделанной человеком.

В центре экогуманистического миросозерцания находится образ человека как существа исторического. Экогуманизм подчеркивает историческую преемственность духовного развития. Он предполагает сохранение преемственности исторического процесса накопления духовного опыта, что означает сбережение природного и культурного окружения человека как его целостного дома.

Экогуманизм говорит о сбережении природной и культурной сути человека, сбережении человека как целостного существа — творческого носителя космических и исторических процессов, созидательного субъекта космоса и истории.

Экогуманистическое миросозерцание ориентировано на идеал ответственного общества. Ответственная позиция означает восприятие человеком себя совладельцем культурного и природного наследия, принимающим миссию наследования и передачи природных и культурных благ приумноженными, а не истощенными. Ответственное общество — общество, осознающее собственные ценностные ресурсы и в силу этого обладающее способностью к историческому самоистолкованию и современному преобразованию. Речь идет об обществе, где расширение творческого про­странства личной и коллективной жизни теснейшим образом связано с возрастанием в солидарности и верностью традициям.

Экогуманистическое миросозерцание усматривает глубинную взаимозависимость научно-технического прогресса и ценностных воззрений человечества. Устаревший взгляд на исторически сформированные ценностные системы как препятствие для прогресса должен быть отброшен. Научно-технический прогресс выступает источником трансформации мира и человека именно как процесс, включенный в исторически сформированный ценностный мир человечества. Истощение этого мира делает невозможным формирование гуманистической, очеловеченной техники, очеловеченной природной и цивилизационной среды как единого человеческого дома.

Экогуманистическое миросозерцание связывает целостную стратегию совершенствования человека с устойчивым развитием.

Устойчивое развитие означает ориентацию человеческого творчества на духовно-нравственные императивы. Устойчивость развития обретается в линиях культурно-исторической преемственности. Сбережение и творческое преумножение пространства исторически сформированных культурных ценностей — аксиосферы человечества — выступает залогом устойчивого и безопасного развития нашей планеты.

Устойчивое развитие раскрывает перспективу творчески преобразующего воздействия человека на органические системы, исключающую отношения между человеком и окружающей средой по модели насилия, ведущую к возрастанию творческого единения человека и природного мира.

Парадигма устойчивого развития подразумевает стратегическую кооперацию народов, государств и цивилизаций, формирование бесконфликтного многополярного мироустройства, пронизанного энергиями солидарности.

Анализ евразийской культурной истории позволяет говорить о том, что экогуманистические идеи и ценности исторически свойственны народам Евразии. Они укоренены в многовековых традициях их духовной жизни, присущи их этосам. Гуманистическое наследие Евразии, определившее духовное строение евразийского континента, содержит принципы экогуманизма в качестве органической составляющей. В истории Евразии нет «традиции» разрушения природного мира. Сохранение культурного и природного наследия здесь всегда было связано с раскрытием достоинства, как отдельной личности, так и целых народов. Исторически экогуманистические идеалы содействовали устойчивому развитию и консолидации евразийского пространства. Сегодня важно вновь раскрыть их объединительный потенциал.